Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №99 г.Липецка

Городское профессиональное сообщество

Наше дошкольное учреждение с 2012 года сотрудничает с негосударственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Институт системно-деятельностной педагогики". С 2012 по 2016 год принимал участие в федеральном эксперименте «Механизмы реализации ФГОС на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях дошкольное образование - начальная школа - средняя школа», в которой участвовала 1 группа со 2 младшей по подготовительную.

Для качественной реализации этого эксперимента мы сначала познакомили родителей с содержанием программы. Совместно с родителями, как участниками образовательных отношений, создали условия по приобретению необходимых материалов.

Во время апробации нами были отмечены следующие положительные стороны программы:

ü Программа имеет полное методическое сопровождение: (СЛАЙД)

-       практический курс по развитию математических представлений у детей;

-       демонстрационный материалы к курсам «Игралочка», «Раз – ступенька, два – ступенька»;

-       раздаточный материалы к курсам «Игралочка», «Раз – ступенька, два – ступенька»;

-       альбомы для индивидуальной работы с детьми «Игралочка» 3-5 лет, «Игралочка – ступенька к школе» 5-7 лет.

ü Для того чтобы воспитатель мог работать в творческом режиме, он учитывает и уровень подготовки детей, и свои индивидуальные педагоги­ческие цели и приоритеты. Количество игровых ситуаций, включенных в занятие, является, как правило, несколько избыточным. Это не означает, что в данное занятие необходимо включить все описанные игры. Часть из них воспитатель переносит во вторую половину дня, на прогулку и т.д. Некоторые дополнительные игры для второй половины дня также даны отдельными блоками.

ü Воспитатель, организуя занятия с детьми, может корректировать объем и содержание предложенного конспекта (рекомендация) в соответствии с конкретными условиями работы, уровнем подготовки детей, особенностями их развития.

По окончании эксперимента авторами были дополнены практические курсы математики для дошкольников «Игралочка», в которых появились красочные иллюстрации с заданиями для индивидуального выполнения детьми во время занятий.

Курс для детей старшего дошкольного возраста увеличился количеством занятий: в старшей группе больше внимание стали уделять заданиям на сложение и вычитание, а в подготовительную к школе группу перенесли все задания, связанные со знакомством дошкольников с геометрией, так же введены задания с написанием печатных цифр.

В этой программе мы нашли несколько минусов:

ü Порой, не очень удобно использовать предложенные раздаточные пособия маленьким дошкольникам, т.к. сам материал маленький, а конверты очень большие.

ü Высокая стоимость раздаточного материала, что вызывает недовольство со стороны родителей.

Курс строится на оптимальных для детей дошкольного возраста формах работы, таких как дидактические игры, беседы, наблюдения, игры с правилами, решение проблемных ситуаций с использованием системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход, реализующийся в практике работы педагогов дошкольного учреждения, дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация. Дети включаются в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений.

(СЛАЙД) Деятельностный подход - организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики, развивающие разные виды компетентностей ребенка и самого ребенка как личность. (Л.Г. Петерсон)

Данный подход позволяет педагогу системно и надежно формировать весь спектр универсальных умений, составляющих готовность к саморазвитию, и таким образом практически реализовать те задачи, которые ставит перед непрерывным образованием современное общество.

Система основных принципов (СЛАЙД)

  1. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  2. Принцип деятельности - заключается в том, что ребенок, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе деятельности, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей.
  3. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  4. Принцип целостности – предполагает формирование дошкольниками обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
  5. Принцип минимакса – заключается в следующем: педагог должен предложить ребенку возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  6. Принцип вариативности – предполагает формирование у детей способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение дошкольниками собственного опыта творческой деятельности.

Для построения занятия используется технология «Ситуация». Технология «Ситуация» – новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе механизмов саморазвития личности.

Не случайно эта технология получила название – «Ситуация», т. к. в ее основе лежат различные развивающие ситуации. Часть ситуаций планируется взрослыми, часть возникает спонтанно, по инициативе детей. Технология «Ситуация» дает педагогу возможность управлять возникшей ситуацией таким образом, чтобы помочь ребенку сделать самостоятельный шаг в познании мира, приобрести опыт выполнения универсальных действий по фиксации затруднений, выявлению их причины, постановке цели, планированию своих действий, соотнесению поставленной цели с полученным результатом и др.

Что собой представляет структура каждого занятия: (СЛАЙД)

  1. Введение в игровую ситуацию - на этом этапе осуществляется ситуационно подготовленное включение детей в познавательную деятельность на основе их личного опыта и постановка «детской цели». В завершение этого этапа обязательно задаются мотивирующие вопросы «Хотите? Сможете?»
  2. Актуализация – на этом этапе в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой актуализируются знания, представления и мыслительные операции детей, необходимые для следующего шага.
  3. Затруднение в игровой ситуации связано с фиксированием в речи затруднения в деятельности и пониманием его причины. Важным моментом является то, что затруднения как такового может не возникнуть (так как уровень подготовленности детей может быть разным). Педагог должен вывести детей на понимание возможного затруднения и нахождения пути выхода их затруднения. В стандартной ситуации это происходит с помощью вопросов «Почему не смогли? Что нужно сделать, когда чего-то не знаешь, но хочешь узнать?»
  4. Открытие детьми нового знания – на этом этапе педагог, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи и знаково.
  5. Включение нового знания в систему знаний ребенка - на этом этапе детям предлагаются игры и упражнения, в которых новое знание используется совместно с изученным ранее, с возможным усложнением (принцип минимакса)
  6. Осмысление (Итог). В завершении педагог совместно с детьми фиксирует достижение «детской цели» в устной речи с акцентом на новое знание. Важно обратить внимание детей на то, что полученные новые знания помогли им выйти победителями из трудной ситуации.

Дети по окончании обучения (мониторинг) показали высокие результаты по математике. Мы провели семинар по программе «Игралочка», где рассказали педагогам про программу Петерсон. И сейчас у нас с каждым годом (после выпуска детей) увеличивается число педагогов, работающих по этой программе

Нам повезло, т.к. наши выпускники, продолжая обучение в ОУ № 49, проходят обучение через реализацию программы «Школа 2000» Л.Г. Петерсон и у нас присутствует принцип непрерывности образования.

 

 

 

Сведения об образовательной организации
Педагогическая мастерская
Родителям
Как нас найти:
Фотоальбом:
  • Неделя осенних праздников
  • Лето – веселая пора для развлечений на улице
  • «Метеостанция»
  • «Будь здоров!»
  • Финал «Папа, мама, я – спортивная семья»
  • Веселый спортивный праздник «День защиты детей»
  • В детском саду прошла неделя праздничных утренников, посвященных Международному женскому дню 8 Марта.
  • Есть у нас огород, в нашей группе он растет!
  • 13 февраля с интересной развлекательной программой «Разгуляй!» в детский сад пришли гости из фольклорного ансамбля «Зень».
  • семинар-практикум
  • Опыты и эксперименты
  •  Готовность ДОУ к новому 2017-2018 учебному году
  • «Летние забавы»
  • Россия, Россия, великая сила
  • «Зень».
  • «Мама, папа, я – спортивная семья»
  • С Днем защиты детей поздравляем
  • Утренники, посвященные Международному женскому дню 8 Марта
  • Участки детского сада превращаются в снежную страну
  • Международный день защиты детей
  • Лучший двор детского сада – 2014
  • Фотоотчет с праздника, посвященного дню Метери
  • Городской конкурс «Детский сад года»